Местечко Кемери (Кеммерне), расположенное на незначительном расстоянии от Рижского залива, издавна славилось своими лечебными грязями и серными водами, которые именовались в народе "святым источником". Сюда в теплое время года устремлялось множество людей в надежде получить исцеление от своих недугов.
Первые попытки медицинского освоения этих даров природы предпринимались уже в конце восемнадцатого столетия. Однако Кеммерне как лечебница стала интенсивно развиваться во второй четверти XIX века. В этом немалую роль сыграли взаимосвязи Прибалтики с различными губерниями России, С.-Петербургом, Москвой, а также местными и отдаленными провинциями.
Уникальные целебные свойства курорта получили широкую известность. На лечение стали приезжать из самых отдаленных мест. Это были люди с хроническими радикулитами, заболеваниями суставов, позвоночника. Многие передвигались с трудом или находились в неподвижном состоянии.
Среди больных было немало православных людей. Для них особое значение имела духовная поддержка церкви, возможность посещать богослужения, приобщение святых тайн. В этой связи в Рижскую Консисторию и Св. Синод стали поступать ходатайства о строительстве в местечке Кеммерни храма. С подобными просьбами обращались жители и отдыхающие из других мест Рижского взморья.
Вначале по благословению Преосвященнейшего Платона, епископа Рижского и Митавского, возведение церкви было предпринято в Дуббельне. Строительство велось предельно быстро, и через два года, в 1867 году, новый храм был освящен во имя св. равноапостольного Великого князя Владимира.
В эти годы в Риге находился Преосвященный Вениамин, епископ Ревельский. Первый раз он приехал в Ригу еще в сороковых годах. Тогда Рижский, викарий, архиепископ Филарет (Гумилевский), приглашал студентов Московской Духовной академии в Прибалтийские губернии для изучения латышского и эстонского языков.
Вениамин Карелин, окончив академию со степенью магистра богословия, приехал в Ригу. Владея французским, греческим, церковно-славянским, еврейским языками и латынью, стремясь стать помощником своему бывшему ректору академии, он начал изучать эстонский язык. Священническое служение Карелин начал в эстонском приходе на о.Эзель. Со смертью жены принял монашество. Был переведен в Ригу. Какое-то время являлся инспектором Рижской Духовной семинарии, затем был направлен викарием Рижской Епархии в Ревель (Таллин).
В 1869 году Преосвященнейший Вениамин утверждается епископом Рижским и Митавским. Его деятельность начинается с заботы о ремонте имевшихся и строительстве новых церквей, в том числе более вместительного кафедрального собора в Риге. Средств для этого не было. И тогда, при поддержке только что назначенного генерал-губернатора П.П. Альбединского, начинается ходатайство о материальной помощи этому благому делу.
Исключительно на пожертвования было начато обустройство церкви в Кеммерне. Для этого отводится небольшое помещение на втором этаже дома, в котором находилось управление лечебницы. Развертывается сбор средств и всего необходимого для обустройства здесь домовой церкви.
Во второй половине 1873 года все работы завершились и церковь была освящена во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее приписали к рижской Успенской Замковой церкви.
Начало богослужений было встречено с большой радостью. В церкви было благостно и тепло. Одновременно в ней могли разместиться более двадцати человек. Но местечко Кеммерне как уникальное грязелечебное заведение стало интенсивно развиваться и благоустраиваться. В несколько раз увеличилось число людей, приезжающих сюда на лечение.
Через четырнадцать-пятнадцать лет церковь уже совсем не соответствовала времени. Небольшая комната не вмещала всех желающих присутствовать на богослужении. Больные задыхались в тесноте. Для малоподвижных больных людей серьезным препятствием оставался второй этаж. По-прежнему вход в церковь был со двора и по крутой, узкой лестнице.
На эти неудобства и неподобающие условия обратил внимание, впервые посетив Кеммерне, Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский. Он прибыл в Ригу на свободную епископскую кафедру из С.-Петербурга, где являлся ректором Духовной академии.
Свое служение в Рижской Епархии он начал с изучения состояния приходов и церквей. Посетив м. Кеммерни, Владыка воочию увидел недостойное состояние местной церкви. Он прекрасно понимал, что церковь нужна как православным людям, так и для дальнейшего процветания лечебницы. Надлежало приблизить храм к нуждам больных, придать ему внутреннее и внешнее благолепие, сделать его духовным православным центром для местного населения и приезжих.
Владыка Арсений незамедлительно начал хлопотать о строительстве новой церкви. Для этого не было буквально ничего: ни денег, ни участка, ни строительных материалов.
Самым сложным оказалось приобретение места для храма. Купить землю, из-за отсутствия средств, не представлялось возможным. Кроме того, немецкие чиновники чинили всяческие препятствия в выделении участка для православной церкви.
Не менее сложным оставалось изыскание средств и получение строительных материалов. Денег на строительство не было. Однако епископу Арсению удалось решить все эти, казалось бы, неразрешимые вопросы.
Начало было положено летом 1891 года. В день первоверховных апостолов Петра и Павла в церкви было сделано обращение к посетителям о материальном содействии в устроении нового храма. Тогда трудно было даже представить, что такое возможно в ближайшее время.
Но уже через год необходимые средства были собраны. В Поучении, сказанном в престольный праздник священником А.Агрономовым, говорилось: "Господь, видимо, благословил это дело благим успехом. Он расположил обстоятельства так благоприятно, что пройдет еще несколько дней, и мы ... сделаемся участниками святительских молитв при основании нового храма".
Действительно, к этому торжественному событию был выделен самый подходящий в местечке Кеммерне участок. Земля была получена в дар безвозмездно. Накопились пожертвования в сумме 5000 рублей, две тысячи прислал обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. Нашелся и строительный материал.
9 июля 1892 г. Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, совершил освящение места и закладку Кеммернского храма. Разработка архитектурного проекта, составление сметы и другой строительной документации были выполнены безвозмездно известным в то время зодчим-строителем В.И. Лунским. Под его наблюдением все работы велись предельно быстро и качественно.
Через год строительство было завершено. Церковь располагалась в живописной местности среди вековых дубов. Напротив находилось Управление серных вод, которое располагалось в так называемом "казенном доме".
Внешний вид храма вызывал умиление. Художественная кладка стен, удачное сочетание архитектурных форм, компактность отдельных частей здания, включая колокольню, подчеркивали стилистическое единство, производя самое благоприятное впечатление.
Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью в сочетании с иконостасом высокой художественной работы, резными киотами, утварью художественного литья. Храм по-прежнему оставался приписанным к рижской Замковой Успенской церкви и окормлялся ее притчем. Богослужение в летнее время совершалось регулярно.
В жизни церкви среди особо знаменательных событий отмечена встреча святых икон, присланных в Кеммернский храм с греческого Афона. Эти торжества состоялись 10 июня 1894 года. В этот день святительскими руками Владыки были подняты три иконы: Божией Матери "Скоропослушница", Иверской Пресвятой Богородицы и св. великомученика и целителя Пантелеймона. В иконах находились частицы св. мощей угодников Божиих — Пантелеймона, Космы и Дамиана бессребреников.
С того времени прошло более ста лет. Все эти годы церковь оставалась действующей. Большой наплыв молящихся пришелся на послевоенное время, когда Кемери стало здравницей для всех союзных республик. Курорт с его уникальными лечебными и природными условиями успешно развивался, благоустраивался и получил широкое признание и известность.
Сегодня храм находится в хорошем состоянии и является духовным православным центром Кемери и его окрестностей.